. Микроопыты
Микроопыты. Стандарты 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.6, 2.2.4, 3.1.1, 5.4.2, 4.1.2
Стандарт 1.1.2
Стандарт 1.1.3
Стандарт 1.1.4
Стандарт 1.1.6
Стандарт 2.2.4
Стандарт 3.1.1
Стандарт 5.4.2
Стандарт 4.1.2

Стандарт 1.1.1. Синтез веполя

Если дан объект, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия задачи не содержат ограничений на введение веществ и полей, задачу решают синтезом веполя, вводя недостающие элементы

Рис.1. Задание. Переместить ролик с одной книги на другую
Рис.1. Задание. Переместить ролик с одной книги на другую
Рис.2. Вводим второе вещество - мостик
Рис.2. Вводим второе вещество - мостик
Рис.3. Вводим гравитационное поле
Рис.3. Вводим гравитационное поле

Стандарт 1.1.3. Переход к внешнему комплексному веполю

Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, а условия содержат ограничения на введение добавок в имеющиеся вещества В1 или В2, задачу решают переходом (постоянным или временным) к внешнему комплексному веполю, присоединяя к В1 или В2 внешнее В3, увеличивающее управляемость или придающее веполю нужные свойства

Балкончики и бортик из книг, мостик из линейки.

Ролик - колпачок от лака для волос

Рис.4. Узкий мостик из линейки
Рис.4. Узкий мостик из линейки
Рис.5. Бортик из книги
Рис.5. Бортик из книги

Стандарт 1.1.4. Переход к веполю на внешней среде

Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, а условия содержат ограничения на введение в него или присоединение к нему веществ, задачу решают достройкой веполя, используя в качестве вводимого вещества имеющуюся внешнюю среду

Переместить ролик с одной книги на другую

Мостик добавлять нельзя, летающий ролик сделать сложно.

Зато у внешней среды имеется обложка

Рис.6. Мостик из внешней среды
Рис.6. Мостик из внешней среды

Стандарт 1.1.6. Минимальный режим действия на вещество

Если нужен минимальный (дозированный, оптимальный) режим действия, а обеспечить его по условиям задачи трудно или невозможно, надо использовать максимальный режим, а избыток убрать. При этом избыток поля убирают веществом, а избыток вещества - полем

Убрать поле веществом

Балкончики - книги.

Мостик - линейка или книга.

Ролик - колпачок от лака для волос

Рис.7. Убрать поле веществом. Вариант 1
Рис.7. Убрать поле веществом. Вариант 1
Рис.8. Убрать поле веществом. Вариант 2
Рис.8. Убрать поле веществом. Вариант 2

Стандарт 2.2.4. Динамизация веполя

Если дана вепольная система, ее эффективность может быть повышена путем увеличения степени динамизации, то есть перехода к более гибкой, быстро меняющейся структуре системы

Остановить ролик посередине мостика.

Динамизация мостика.

Мостик сделан разборным

Рис.9. Динамический мостик - прямой
Рис.9. Динамический мостик - прямой
Рис.10. Динамический мостик - ломаный
Рис.10. Динамический мостик - ломаный

Стандарт 3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам

Эффективность системы - на любом этапе развития - может быть повышена объединением системы с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему

Скатить стаканчик с горки.

Соединяем стаканчики скотчем.

Рис.11. Стаканчик катится по дуге
Рис.11. Стаканчик катится по дуге
Рис.12. Бисистема катится по прямой
Рис.12. Бисистема катится по прямой

Стандарт 5.4.2. Усиление поля на выходе

Если необходимо получить сильное действие на выходе при слабом действии на входе, необходимо привести вещество-преобразователь в состояние, близкое к критическому. Энергия запасается в веществе, а входной сигнал играет роль «спускового крючка»

Удар ролика служит спусковым крючком

Стандарт 4.1.2. Использование копий

Если дана задача на обнаружение или измерение и при этом нельзя применить стандарт 4.1.1, то целесообразно заменить непосредственные операции над объектом операциями над его копией или снимком. Вместо непосредственного обмера бревен, погруженных на железнодорожную платформу, измерение ведут по фотоснимку, сделанному в определенном масштабе.

Задача. Измерить большую диагональ книги

К большой дагонали невозможно приложить линейку, но можно создать частичную копию книги.

Рис.13. Книга
Рис.13. Книга
Рис.14. Создаем частичную копию книги
Рис.14. Создаем частичную копию книги
Рис.15. Измерение
Рис.15. Измерение